Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.01.2025, 07:46

Сайт учителя начальных классов Маловой Аллы Саберулаевны

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самообразование

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса  к предмету

 

Научно-исследовательские труды

Проблема формирования и активизации учебно - познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, т.к. именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно-познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить ее формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом. Вопросы активизации познавательной деятельности были рассмотрены в работах известных педагогов и психологов: Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.И. Махмутова, В.Ф.Паламарчука, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др. Многообразие подходов к исследованию проблем активизации учебной деятельности, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой - многоаспектности.

Актуальность

Выбор данной темы объясняется следующими противоречиями: нередко, в практике современной школы у учащихся наблюдается пассивность в учебно-познавательной деятельности, нежелание посещать уроки, неумение самостоятельной организации учебно-познавательной работы, что приводит к необходимости нахождения действенных средств активизации познавательной деятельности.

Русский язык как предмет школьного цикла нередко кажется чрезмерно сложным и запутанным не только детям, но и взрослым. Количество правил и определений, которые надлежит освоить, многим представляется устрашающе огромным, а если ещё учесть исключения из правил и словарные слова, которые требуется механически запомнить списком. Между тем именно по уровню владения русским языком обычно судят об уровне культуры человека вне зависимости от его профессиональной принадлежности. Учащиеся начальной школы тоже не очень – то жалуют такой предмет, как русский язык. Для многих детей он оказывается не только слишком сложным, но и, как следствие, малоинтересным, если не откровенно скучным. Задача учителя состоит в том, чтобы как можно раньше, с первых шагов обучения, вызвать интерес к этому предмету.

Во втором полугодии первого класса (2015г ) я провела анкетирование «Мой любимый предмет в школе», в ходе которого было выявлено, что русский язык значительно уступает в популярности другим предметам.

Цель :

- выявить педагогические условия и средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
 

Задачи:

- изучить и обобщить педагогический опыт работы по данной теме;

- разработать систему познавательных заданий с возрастанием содержательной и операционной сложности от урока к уроку, из класса в класс;

- выявить оптимальные педагогические условия, пути, обеспечивающие формирование и развитие деятельности школьников в добывании знаний,

- повысить качество знаний по предмету,

- развить интерес к предмету,

- создать сайт для диссеминации педагогического опыта.

Гипотеза:
если создать оптимальные педагогические условия и использовать познавательные задания на уроках русского языка, то активизируется познавательная деятельность младших школьников, а значит улучшится качество знаний по предмету.

 

Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету?  

Интересный урок можно создать за счет следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
  • методов и приемов обучения.

Педагогические условия активизации познавательной деятельности:

  • дидактическая продуманность структуры содержания образования в школьных программах, учебниках и учебных пособиях, ориентированная на развитие познавательной деятельности школьников;
  • оптимальный выбор содержания, форм, методов и технологий обучения;
  • учебная деятельность;
  • создание коммуникационного поля, которое учит школьников ведению диалога, обмену мнениями.

Мною были выделены способы активизации познавательной деятельности: игра, проблемная ситуация, исследовательская деятельность, наглядность.

Диапазон личного вклада. 

Работа с родителями.

С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Поэтому мной ведется тесная работа с родителями: лектории на актуальные темы, круглый стол, дискуссии, родительские вечера и чтения. Родители активно  посещают мой сайт, знакомятся с его наполнением, могут использовать материал для дополнительных занятий с ребенком. 

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты.

- изучила теоретическую и методическую литературу по активизации познавательной деятельности,

- активное участие педагога и детей в интернет-олимпиадах по предмету, а также сетевых проектах,

- внедрение и системное использование игровых и нетрадиционных форм работы,

-создание исследовательской работы и словаря фамилий «Фамилия – имя рода» в рамках районного научного общества учащихся «Межпредметный марафон» (работа с одаренными детьми),

- разработка и использование дополнительной образовательной услуги по русскому языку «Грамотей» и «Дружим с русским языком»,

- создание личного сайта педагога как форма представления личного вклада,

- создание копилки методических разработок и методической литературы,

- обучающиеся изменили свое отношение к предмету русский язык в положительную сторону,

- обучающиеся повысили качество знаний по данному предмету,

- провела на выходе исследование сформированности УУД.

Транслируемость практических достижений.

Опыт был представлен:

- приняла активное участие в школьных и районных семинарах,

- в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года»,

- проведены открытые уроки,

- публикация разработанных методических материалов в Интернет-ресурсах.

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта

Малова Алла Саберулаевна; 2025